ПАМЯТКА
об основных нормах антикоррупционного законодательства Республики Беларусь
Декрет № 5 от 15 декабря 2014 г.
Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций
В целях повышения эффективности хозяйствования, обеспечения надлежащих условий труда в организациях государственной и частной форм собственности, повышения качества продукции (работ, услуг), совершенствования работы по подбору и расстановке руководящих кадров и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:
1. Считать обеспечение производственно-технологической*, исполнительской и трудовой дисциплины, содержания производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями, надлежащих условий труда работников одними из основных критериев оценки работы руководителей организаций государственной и частной форм собственности (далее – руководители организаций).
2. Определить, что при аттестации руководителей организаций или при продлении либо заключении с ними контрактов на новый срок лица, уполномоченные на принятие соответствующих решений, обязаны проводить оценку соблюдения руководителем организации критериев, определенных в пункте 1 настоящего Декрета, и учитывать их при принятии кадровых решений. При этом оценка соблюдения названных критериев оформляется документально и хранится в личном деле руководителя организации.
3. Предоставить руководителям организаций право:
3.1. устанавливать в соответствии с законодательством, локальными нормативными правовыми актами, а также решением собственника имущества организации или уполномоченного им органа работникам, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли, средств от приносящей доходы деятельности, остающихся в распоряжении организаций после уплаты обязательных платежей в бюджет;
3.2 изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за семь календарных дней;
3.3. применять к работникам, нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину, в качестве меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев;
3.4. незамедлительно отстранять работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба;
3.5. расторгать трудовой договор (контракт) с работником, допустившим нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшее причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь. При этом указанное действие (бездействие) работника признается грубым нарушением трудовых обязанностей, а увольнение по данному основанию производится с одновременным уведомлением (в день увольнения) соответствующего профсоюза;
3.6. удерживать из заработной платы работника по распоряжению нанимателя ущерб, причиненный нанимателю по вине работника, в размере до трех его среднемесячных заработных плат. При этом при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в том числе по исполнительным документам, общий размер всех удержаний) не может превышать 50 процентов заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами.
4. Установить, что:
4.1. руководители организаций под свою персональную ответственность обязаны обеспечить:
производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину;
содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями;
надлежащие условия труда работников;
закрепление в должностных (рабочих) инструкциях работников
с учетом специфики их трудовых функций обязанности по соблюдению технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), требований производственного процесса, технологии изготовления продукции (работ, услуг), а также по поддержанию чистоты и порядка на территории организации и непосредственно на рабочем месте работника;
4.2. грубым нарушением трудовых обязанностей, влекущим безусловное привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности, признаются:
необеспечение выполнения им требований, предусмотренных в абзацах втором – четвертом подпункта 4.1 настоящего пункта;
сокрытие (подмена) основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения за совершение виновных действий;
иные противоправные действия (бездействие) руководителя организации, установленные законодательными актами.
5. Меры дисциплинарной ответственности, установленные настоящим Декретом и иными законодательными актами, могут применяться к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, правомочными органами (руководителями) самостоятельно или по письменному требованию:
5.1. государственного органа (организации) – в отношении работников органов и организаций, подчиненных или входящих в состав (систему) этого государственного органа (организации);
5.2. облисполкома или Минского горисполкома – в отношении работников организаций государственной и частной форм собственности, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
5.3. иного уполномоченного в соответствии с законодательством на проведение проверок государственного органа (организации).
6. Трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по следующим основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения (далее – дискредитирующие обстоятельства):
6.1. неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;
6.2. однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей:
прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;
иное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с настоящим Декретом и иными законодательными актами;
6.3. вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
6.4. совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;
6.5. совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
6.6. направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий;
6.7. разглашение коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ;
6.8. причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда;
6.9. сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;
6.10. нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий;
6.11. неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц;
6.12. незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц;
6.13. неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;
6.14. неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер
к устранению указанных в них нарушений;
6.15. нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;
6.16. несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой;
6.17. разглашение государственным служащим сведений, составляющих государственные секреты;
6.18. грубое нарушение государственным служащим должностных обязанностей;
6.19. совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;
6.20. лишение судом государственного служащего права занимать государственную должность в течение определенного времени;
6.21. представление государственным служащим заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;
6.22. непредставление государственным служащим декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;
6.23. наличие у государственного служащего непогашенной или неснятой судимости;
6.24. виновные деяния, которые в соответствии с законодательными актами о прохождении военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля явились основанием для увольнения с военной службы (службы).
7. До увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам наниматель обязан провести проверку допущенных им нарушений, результаты которой оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника. При этом указанные акты (служебные записки) и объяснения подлежат хранению в организации не менее пяти лет.
8. Не допускается назначение на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, райисполкомов, горисполкомов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет после такого увольнения, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
9. Назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности** в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения, кроме предусмотренных в пункте 8 настоящего Декрета, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главой администрации района г.Минска (города областного подчинения) (далее – председатель исполкома), на территории которого расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь.
Согласование назначения осуществляется на основании мотивированного ходатайства организации и прилагаемых к нему характеристик с предыдущих мест работы за последние пять лет.
Согласование назначения (отказ в согласовании) осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления в местный исполнительный и распорядительный орган документов, указанных в части второй настоящего пункта.
Отказ председателя исполкома в согласовании назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящую должность может быть в трехмесячный срок обжалован в Администрацию Президента Республики Беларусь.
Президентом Республики Беларусь в отдельных случаях может определяться иной порядок назначения на руководящие должности.
10. Назначение лица на должность с нарушением требований, предусмотренных в пункте 8 и частях первой и второй пункта 9 настоящего Декрета, является основанием для увольнения этого лица в связи с нарушением установленных правил приема на работу.
11. Наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
12. Нарушение предусмотренного настоящим Декретом порядка назначения на должность, выдача кандидатам на руководящую должность характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также отказ в выдаче или нарушение сроков выдачи характеристик влечет привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за нарушение трудовых обязанностей.
13. Совету Министров Республики Беларусь разъяснять вопросы применения настоящего Декрета.
14. Совету Министров Республики Беларусь, Национальному центру законодательства и правовых исследований, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить приведение законодательства в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации.
15. Контроль за реализацией настоящего Декрета возложить на Комитет государственного контроля, Совет Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком.
16. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2015 г.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. № 305-З О борьбе с коррупцией
(выдержки)
Статья 1.
Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе
Коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицомлибо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей,сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства,обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного илиприравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества илидругой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем,чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицосовершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых)обязанностей.*Близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки.
Члены семьи – супруг (супруга), близкие родственники, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство сгосударственным должностным или приравненным к нему лицом.
Свойственники – близкие родственники супруга (супруги).
Конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, егосупруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащееисполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии имрешения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
Статья 21
Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица
Государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов иливозможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной формезаявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий послужбе (работе), вызывающих или могущих вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель можетне принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственноедолжностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе). О возникновении иливозможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственнымдолжностным лицом самоотвода его руководитель информирует руководителя государственного органа, инойорганизации.
Руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновении иливозможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по егопредотвращению или урегулированию.
В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов руководитель государственного органа,иной организации вправе:
дать государственному должностному лицу письменные рекомендации о принятии мер по предотвращениюили урегулированию конфликта интересов;
отстранить государственное должностное лицо от совершения действий по службе (работе), вызывающих илимогущих вызвать у государственного должностного лица конфликт интересов;
перевести государственное должностное лицо в порядке, установленном законодательством РеспубликиБеларусь, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновениеконфликта интересов, на другую равнозначную должность;
поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменить, в том числевременно, должностные обязанности государственного должностного лица в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности еговозникновения;
принять иные меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Государственное должностное лицо, руководитель, в непосредственной подчиненности которого ононаходится, руководитель государственного органа, иной организации, допустившие нарушение требований,предусмотренных настоящей статьей, несут ответственность в соответствии с законодательными актамиРеспублики Беларусь.
Требования, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на участников отношений,регулируемых законодательными актами Республики Беларусь, устанавливающими порядок уголовного,административного процесса, конституционного, гражданского судопроизводства, судопроизводства вхозяйственных судах.
Статья 25
Правонарушения, создающие условия для коррупции
Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:
вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий вдеятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочийи не основано на законодательном акте Республики Беларусь;
оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерногопредпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот ипривилегий или оказание содействия в их предоставлении;
использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения прирешении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это несвязано со служебной деятельностью;
участие государственного должностного лица в качестве поверенного третьих лиц в делах организации, вкоторой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной организации;
использование государственным должностным или приравненным к нему лицом в личных, групповых и иныхвнеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты,коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении им служебных(трудовых) обязанностей;
отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информациифизическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательствомРеспублики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либонедостоверной информации;
требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридическихлиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательствомРеспублики Беларусь;
нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересахустановленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физическихили юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим илиюридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо наконтроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательнымиактами Республики Беларусь;
нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством РеспубликиБеларусь;
требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка еепредоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.
Совершение указанных в части первой настоящей статьи правонарушений влечет за собой ответственность всоответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 37
Коррупционные правонарушения
Коррупционными правонарушениями являются:
вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностраннымдолжностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимуществадля себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных(трудовых) обязанностей;
принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностнымлицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых)обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;
предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либоиностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещанияпреимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнениислужебных (трудовых) обязанностей;
действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранногодолжностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечениявыгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностнымили приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной вабзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;
принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностнымлицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых)обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальныхмероприятий;
принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую,лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключениемследующих поездок: по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников;осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основепо договоренности между государственными органами Республики Беларусь и иностраннымигосударственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или)международных организаций; по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагиваютвопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого; осуществляемых с согласия вышестоящегодолжностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежныхнаучных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений(фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациямбюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности, если это непредусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;
использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересахпредоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося вгосударственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;
использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получениякредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.
Совершение указанных в части первой настоящей статьи правонарушений влечет за собой ответственность всоответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 39
Гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции
Физическое лицо, сообщившее о факте правонарушения, связанного с коррупцией, или иным образомспособствующее выявлению коррупции, находится под защитой государства.
Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, его супругу (супруге), близким родственникамили свойственникам при наличии достаточных данных, указывающих на то, что в отношении их имеетсяреальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществлениядругих противоправных действий, гарантируется применение мер по обеспечению безопасности в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь.
Статья 40. Изъятие (взыскание) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ, услуг
Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно. Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица. Порядок сдачи, учета, хранения, оценки и реализации такого имущества определяется Советом Министров Республики Беларусь. При невозможности сдачи имущества по месту службы (работы) государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано возместить его стоимость, а также возместить в республиканский бюджет стоимость работ, услуг, которыми оно незаконно воспользовалось, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном актами законодательства. Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученное супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, имущество в финансовый орган по месту своего жительства в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно, либо в течение указанного срока возместить его стоимость или стоимость работ, услуг, которыми незаконно воспользовались супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, совместно с ним проживающие и ведущие общее хозяйство, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном актами законодательства. Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства и поступившие на банковский счет супруга (супруги) государственного должностного или приравненного к нему лица, близких родственников или свойственников, совместно с ним проживающих и ведущих общее хозяйство, подлежат перечислению в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно. В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, имущество либо возместить его стоимость или стоимость работ, услуг, незаконно полученных им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, при отсутствии признаков преступления, это имущество или соответствующая стоимость работ, услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в суд вправе наложить арест на имущество, незаконно полученное Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2015, 2/2303 29 государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическим иммунитетом. Имущество, полученное государственным органом или иной государственной организацией с нарушением порядка их финансирования, подлежит изъятию на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и реализации в порядке, установленном законодательством для реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, а стоимость работ, услуг, полученных с нарушением этого порядка, – перечислению в республиканский бюджет.
Статья 41. Отмена решений, принятых в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений
Решения, принятые в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений, могут быть отменены государственным органом, иной организацией или должностным лицом, уполномоченными на их принятие, либо вышестоящим государственным органом, иной вышестоящей организацией, вышестоящим должностным лицом или судом по иску государственных органов, иных организаций или граждан Республики Беларусь. Физическое или юридическое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы ущемлены в результате принятия таких решений, вправе обжаловать их в судебном порядке. Статья 42. Меры правовой защиты лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения Вред, причиненный совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, возмещается в порядке, установленном законодательными актами. По требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, устанавливается десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения.
Статья 43. Обязанности и ответственность руководителей государственных органов, иных организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией
Руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны: принимать установленные настоящим Законом и иными актами законодательства меры, направленные на борьбу с коррупцией; привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных настоящим Законом, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами; информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений. Руководители государственных органов и иных организаций, не выполнившие или не в полной мере выполнившие требования, предусмотренные частью первой настоящей статьи, а также не предоставившие информацию, запрошенную государственными Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2015, 2/2303 30 органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
9 июля 1999 г. N 275-З (выдержки)
Глава 24
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
Статья 210.
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями*
1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом сиспользованием своих служебных полномочий (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями),-наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и слишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц попредварительному сговору, -наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишениемсвободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере,-наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
4. Действия, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенныеорганизованной группой либо в особо крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от пяти додвенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью.
*Под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом илиправом на имущество с корыстной целью.
Хищение признается совершенным повторно, если ему предшествовало другое хищение или какое-либо изследующих преступлений: хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья294), хищение радиоактивных материалов (статья 323), хищение наркотических средств, психотропныхвеществ и их прекурсоров (статья 327), хищение сильнодействующих или ядовитых веществ (статья 333).
Крупным размером в настоящей статье признается размер на сумму, в двести пятьдесят и более разпревышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупнымразмером – в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, совершившее хищение имущества юридического лица путемзлоупотребления служебными полномочиями в сумме, не превышающей десятикратного размера базовойвеличины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудногознака к почетному званию Республики Беларусь или СССР.
Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью первой статьи 210, если оно явилось с повинной,активно способствовало выявлению преступления и полностью возместило причиненный ущерб, освобождаетсяот уголовной ответственности.
Глава 25
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 235.
Легализация («отмывание») материальных ценностей,
приобретенных преступным путем*
1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или инымимуществом, приобретенными заведомо преступным путем, а равно использование указанных материальныхценностей либо полученного от них дохода для осуществления предпринимательской или иной хозяйственнойдеятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения,движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с нимиправ -наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафомили без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебныхполномочий, либо в особо крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованнойгруппой, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и слишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
* Особо крупным размером в настоящей статье признается размер на сумму, в тысячу и более разпревышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
Исполнитель преступления, посредством которого приобретены материальные ценности, не подлежитуголовной ответственности за деяния, указанные в настоящей статье, в случае приобретения им такихматериальных ценностей в результате совершения:
1) преступлений, предусмотренных статьями 225 (невозвращение из-за границы валюты), 231 (уклонение отуплаты таможенных платежей), 243 (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов) настоящего Кодекса;
2) иных преступлений, если он не использовал такие материальные ценности для осуществленияпредпринимательской или иной хозяйственной деятельности.
Лицо, участвовавшее в легализации денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем,освобождается от уголовной ответственности за эти действия, если оно добровольно заявило о содеянном испособствовало выявлению преступления.
Глава 35
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ*
Статья 424.
Злоупотребление властью или служебными полномочиями
1. Исключена.
2. Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личнойзаинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущербав крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственнымили общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), -наказываетсялишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающимответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизациигосударственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия, -наказываются лишением свободы на срокот трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 425.
Бездействие должностного лица
1. Исключена.
2. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личнойзаинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на негослужебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнениепоказателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинениеущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либогосударственным или общественным интересам (бездействие должностного лица), -наказывается лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом илилишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающимответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, -наказываются лишением свободы на срок отдвух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 426.
Превышение власти или служебных полномочий
1. Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий,предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вредаправам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышениевласти или служебных полномочий), -наказывается лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до трех лет с лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личнойзаинтересованности, -наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или безштрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом,занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленноесовершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленныхему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применениеморужия или специальных средств, -наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет сконфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью.
Статья 430.
Получение взятки
1. Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгодимущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностнымположением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящихв его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемыхим лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своихслужебных полномочий (получение взятки), -наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью илилишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2. Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору,либо в крупном размере -наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискациейимущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранеесудимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особокрупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 431.
Дача взятки
1. Дача взятки -наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шестимесяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Дача взятки повторно либо в крупном размере -наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет илилишением свободы на срок от двух до семи лет.
3. Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящегоКодекса, -наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или безконфискации.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имеломесто вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.
Статья 432.
Посредничество во взяточничестве
1. Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество вовзяточничестве) -наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы насрок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебныхполномочий, либо при получении взятки в крупном размере, -наказывается арестом на срок от трех до шестимесяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.
3. Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренныестатьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере -наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Примечание. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взяткиосвобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольнозаявил о содеянном.
* Крупным размером (ущербом в крупном размере) в статьях настоящей главы признается размер (ущерб) насумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на деньсовершения преступления, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) – в тысячу и болеераз превышающую размер базовой величины.
Не подлежит обращению в доход государства имущество, переданное в качестве взятки лицами:
1) оказавшимися в состоянии крайней необходимости, в силу чего была дана взятка;
2) которые до передачи предмета взятки добровольно уведомили органы уголовного преследования овымогательстве взятки и в дальнейшем способствовали изобличению получателя взятки.
Преступления, предусмотренные статьями 430, 431, 432 настоящего Кодекса, признаются совершеннымиповторно, если им предшествовало совершение любого из перечисленных преступлений.
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ*
21 апреля 2003 г. N 194-З
Глава 9
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ,
ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА, ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 9.6.
Отказ в предоставлении гражданину информации
Незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядкедокументов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либопредоставление ему неполной или умышленно искаженной информации, если в этих деяниях нет составапреступления, -влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Статья 9.13.
Нарушение законодательства об
обращениях граждан и юридических лиц
Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц -влечет наложение штрафа вразмере от четырех до двадцати базовых величин.
Статья 9.26.
Нарушение законодательства об административных процедурах
Требование руководителем государственного органа, иной организации или работником государственногооргана, иной организации, ответственным за выполнение соответствующих функций, представлениягражданами, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами для осуществленияадминистративной процедуры документов и (или) сведений, не предусмотренных законодательством, либонесоблюдение установленных законодательством сроков представления документов и (или) сведений,необходимых для осуществления административной процедуры, сроков осуществления административнойпроцедуры, а равно неправомерное взимание платы за осуществление административной процедуры -влекутналожение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
Глава 10
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
Статья 10.5.
Мелкое хищение
1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями,присвоения или растраты, а равно покушение на такое
хищение -влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин илиадминистративный арест.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взысканияза такие же нарушения, -влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин илиадминистративный арест.
Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, непревышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, заисключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовойвеличины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудногознака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения, совершенного группой лиц, либопутем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением вжилище.
Глава 23
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ
ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
Статья 23.81.
Незаконное делегирование полномочий на государственное регулирование
предпринимательской деятельности либо на контроль за ней
Незаконное делегирование должностным лицом полномочий на государственное регулированиепредпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, -влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
Статья 23.82.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
Неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя илиюридического лица, а равно неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи специальногоразрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, либо нарушение срока и порядкавыдачи такого специального разрешения (лицензии), либо противозаконное ограничение их прав и интересовили иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностнымлицом с использованием своих служебных полномочий, если в этих деяниях нет состава преступления, -влекутналожение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Статья 23.83.
Нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов
Нарушение должностным лицом либо государственным служащим, не являющимся должностным лицом,установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов, если в этих действиях нетсостава преступления, за исключением нарушений порядка проведения конкурсов и аукционов,ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части настоящего Кодекса, -влечетналожение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Статья 23.84.
Нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи
1. Предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лицабезвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов -влечет наложениештрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – отдвадцати до пятидесяти базовых величин.
2. Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о еепредоставлении, -влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати пяти базовых величин, а наиндивидуального предпринимателя – от ста до ста пятидесяти базовых величин.
3. Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либотакой помощи, предоставленной без заключения договора, -влечет наложение штрафа в размере от двадцатипяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, наиндивидуального предпринимателя – от ста до ста пятидесяти базовых величин с конфискацией такой помощилибо со взысканием ее стоимости, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией такойпомощи либо со взысканием ее стоимости.
4. Использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, непредусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такойпомощи, предоставленной без заключения договора, -влечет наложение штрафа в размере от ста до стапятидесяти базовых величин.
*Административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.6, 9.13, 9.26, 10.5, 23.81, 23.82, 23.83, 23.84Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, являются правонарушениями,связанными с коррупцией, лишь в том случае, если они имеют признаки коррупционных правонарушений илиправонарушений, создающих условия для коррупции, установленные статьями 20 и 21 Закона РеспубликиБеларусь «О борьбе с коррупцией».
Представленный перечень административных правонарушений, связанных с коррупцией, не является исчерпывающим.